Рождество, без сомнения, самый любимый семейный праздник.
Обычаи празднования Рождества в Хорватии разнообразны, и это разнообразие
является частью богатства нашей страны.

Хорватские рождественские обычаи являются частью хорватской традиции. Помимо
празднования Рождества, появилось много обычаев, таких как украшение елки в канун
Рождества, посещение мессы в полночь, пение рождественских гимнов и одаривание
подарками. Все эти и многие другие обычаи нацелены на благополучие, хороший
урожай, мир, процветание и, главное, хорошее здоровье.

Зажигание бадняка (костра из дуба), внесение соломы в дом, колядование и посев
пшеницы — это лишь некоторые из разнообразных обычаев в Хорватии.
Адвент или Ожидание — это время за четыре недели до Рождества, а четыре
воскресенья Адвента символизируют четыре тысячелетия ожидания от сотворения
мира до пришествия Иисуса.

Согласно народным верованиям, началом Адвента стал праздник св. Каты, который
также означал конец осени и начало зимы. Тем не менее, официальным началом
Адвента является День Святого Андрея, который отмечается 30 ноября. Это был день,
когда девушки гадали о будущем женихе и судьбе, и иногда толковали сны . Сегодня
для детей принято оставлять носки и сапожки святому Николаю, но в традиционной
культуре Далмации более значимой была святая Луция.

Подарки были, конечно, скромнее, чем сегодня, поэтому дети с нетерпением ждали
фруктов, сушеного инжира и миндаля.

Во времена крайней нищеты некоторые родители не могли позволить себе даже эти
скромные подарки своим детям, и когда дети находили пустые носки, им говорили, что
они плохо очистили дымоходы, и поэтому Святая Луция не могла спуститься.
Важность св. Луции для Далмации также подтверждается тем фактом, что в соборе св.
Дуе находится гробница с ее ликом. Здесь находится источник воды, который
считается чудотворным. Например, в Каштеле считалось, что Святая Луция приезжает
на осле, поэтому дети оставляли солому и воду под дверью.

Бадняк — это полено

Бадняк — это на самом деле полено, а в Далмации раньше рубилось оливковое дерево.
Бадняк бы носили вокруг дома, его носил самый старший член семьи. Вместе с ним он
заходил в дом, ставил его на камин и благословлял его крещеной водой. К бадняку
относились как к живому существу, и это заходило настолько далеко, что его посыпали
пшеницей, поливали вином и давали ему остатки пищи.
Когда его зажигали, он тлел до праздника Трех царей, и считалось, что в доме, в
котором он погаснет, случится несчастье. Пепелом рождественского бадняка посыпали
виноградники, поля и фруктовые сады, и считалось, что эти действия принесут
плодородный год. Сегодня место бадняка заняло хвойное деревце.
Украшение сосны началось в 16-м веке в Германии, и в нашей стране эта привычка
впервые была принята в северо-западной Хорватии. Первая сосна в Сплите, по
рассказам, была украшена в 1895 году лентами, яблоками, орехами, грушами и
свечами.
Был обычай на св. Луцию оторвать ветку какого-нибудь фруктового дерева и положить
ее в воду, чтобы она расцвела. Потом ее украшали шариками из теста.
В Далмации приносили домой солому, на которую ложились спать, а на третий день
после Рождества ее выносили из дома. Ею также посыпали поле, и из соломинок
гадали. Считалось, что тот, кто вытянет самую длинную, будет жить дольше всех.
Свечи также играли важную роль. Они бы помещались в подсвечник с хлебом вокруг.
Они зажигались в канун Рождества, в рождественское утро и вечер, в канун Нового
года и праздник Трех царей и тушились хлебом, смоченным в вине.
Было верование, что человек, к которому обратился дым свечи, умрет первым. В
другом случае, первый, кто войдет на Рождество в дом, должен был быть молодым и
здоровым человеком, который символизировал богатство и здоровье в следующем
году. Также было принято вмешивать монету в хлеб, и счастливчика, который отломил
этот кусок хлеба, ожидал богатый год. Что особенного в этом крае — это колядники и
поздравители. Их всегда нужно было впустить в дом, сначала они здоровались с
хозяином, потом с хозяйкой и старшим сыном.
Если им было отказано во входе в дом, они пели бы что-то нехорошее хозяину
Обычай, сохранившийся до наших дней, — стреляние, и, считалось, что таким образом
изгоняются злые силы.
После полуночи все спешили домой, потому что считалось, что позже животные
обретают дар речи. Было так же важно, как и сегодня, торжественно одеться.
С древних времен важным элементом являлась рождественская свеча, и почти как
правило, у всех хорватов была сделана специально для этого случая свеча из обычного
воска, которую обычно помещали в стакан, наполненный пшеницей, рядом с которым

находилась посудина с благословенной водой и веточка розмарина, которой бы после
рождественского обеда гасилась свеча «троица».
Много еды и незаменимый божичняк
В канун Рождества люди рано вставали, а женщины с раннего утра готовили изобилие
всевозможных блюд, постный обед на Святвечер, обычно треску, традиционное блюдо,
которое в Далмации готовится в двух вариантах «белое» и «красное». Затем они
убирали дом и пекли пирожные на рождественский обед, так как в канун Рождества
принят пост. Кроме пирожных, женщины также делали фритулы или уштипке, которые
бы ели на Святвечер. Мужчины в это временя кормили скот, который должен был
вести себя спокойно из-за рождественских празднований. Помимо ухода за домашним
скотом, мужчины также готовили дрова.
С Рождества до праздника Трех царей на столе стоял божичняк, круглый
рождественский пирог с отверстием в центре и с различными украшениями. В
некоторых местах Далмации, если было несколько божичняков, то их ставили друг на
друга, а в отверстие в середине вставлялись оливковая ветвь, плющ или свеча.
Рождественская елка и Иисус в яслях
Вечер накануне Рождества посвящается украшению рождественского деревца, без
которого почти невозможно представить тепло праздничного дома. Шарики, лампочки,
ленточки и посыпанные искусственным снегом разукрашенные вечнозеленые ветки —
все это обретает свое очарование благодаря воображению человека, который его
украшает. Чаще всего сверху помещается комета, представляющая Вифлеемскую
звезду — символ рождения Иисуса. Кроме елки необходимо сделать ясли, которые
остаются в домах до Богоявления.
Ясли обычно размещаются в построенном хлеву или имитации пещеры, и на самом
деле весь хлев просто называется «ясли». Статуэтки, размещенные в яслях и вокруг
них, символизируют Святое Семейство и свидетелей рождения Христа: Иисуса,
Марию, Иосифа, ангелов, пастухов, овец, корову, ослов, трех королей, слонов,
верблюдов, солому, мох, холмы, башни, ручьи, … Трудно сказать, сколько способов и
идей доступно для создания яслей, потому что воображение человека безгранично и
чудно.
Во время украшения рождественской елки и изготовления яслей поются или
слушаются рождественские песни, а Далмация, безусловно, может похвастаться
многочисленными народными песнями, которые предвещают рождение маленького
младенца Иисуса в яслях на соломе, и которые передаются из поколения в поколение
на протяжении веков. Когда украшение дерева и яслей завершено, хозяева обычно
собираются вокруг стола, чтобы поужинать. После постного ужина они некоторое
время сидят и общаются за столом, а затем младшие члены семьи направляются в
ближайшую церковь на полуночную мессу, а старшие отдыхают.
Полуночная — одна из самых святых масс
Святая полуночная месса — одна из самых торжественных месс в году и единственная,
которая отмечается в полночь. До мессы, как правило, проводится вводная программа,

в которой показываются рождественские спектакли и декламации. Для чтения
Евангелия издавна выбрано евангелие от Луки о рождении Иисуса в Вифлееме при
императоре Августе. Рождественские песни впервые исполняются на полночной мессе
как неотъемлемая часть богослужения. Такая последовательность рождественских
песен является обычной: “Kyrie Eleison”, “Svim na zemlji mir veselje”, “Dvorani neba”,
“U se vrime godišča”, “Radujte se narodi”. В конце традиционно исполняется «Тихая
ночь». Посещение мессы считается важным даже для тех, кто не посещает церковь
регулярно. Такое празднование Святвечера настолько распространено среди всех
хорватских католиков, что указывает на общее осознание безвременности и
очарования таинства Рождества.
После полуночной мессы собравшиеся верующие поздравляют друг друга со словами
«Sretan Božić» («Счастливого Рождества») и возвращаются в свои дома, где чаще всего
угощаются сытными блюдами, такими как французский салат, сыр, пршут, холодец,
сарма, а также различными рождественскими тортами и напитками. Они празднуют
Святвечер, общаясь и исполняя песни. Этот вечер наполнен особым возбуждением и
предвкушением рождения Христа и начала Рождества — праздником мира.